2 апреля в Карасульской школе участники Всероссийской олимпиады школьников по физике и астрономии присутствовали на открытой лекции, которую проводил Виталий Шевченко, заместитель председателя жюри, преподаватель МФТИ, с 2013 года сопровождающий сборную команду РФ на олимпиадах разного уровня: Международных, Азиатских и.т. д. Он рассказал ребятам, какими качествами должен обладать победитель всеросса, поделился своими впечатлениями о поездках и дал ответы на многие вопросы. Главные тезисы мероприятия:
Если ты талантлив и ничего не делаешь — победить на всероссе не получится. Если ты не очень талантливый, но много работаешь — можешь преуспеть. Это типичный подход к науке, и по-другому успех не сложится. Те дети, которые по итогам Всероссийской олимпиады школьников после череды отборов становятся кандидатами в национальную сборную России по физике, обладают этими качествами в высшей степени.
- Когда стоит начинать готовиться к олимпиадам?
Задумываться о том, что вы хотите участвовать в олимпиаде по физике, стоит уже в 7-8 классе, если прийти к этому между 8 и 9 классом, времени на подготовку к заключительном этапу не хватит. К тому же это не должны быть пассивные занятия. Нужно для себя решить: «Я хочу попробовать, и я готов к тому, что не все может получиться сразу».
-На что стоит обратить особое внимание при подготовке?
Сейчас есть пагубная тенденция: детям нужно реализовать очень много задач. А это негативно сказывается на их обучении. Школьники могут уловить общие идеи, но не могут самостоятельно их осуществить. Получается, что ребята зачастую не справляются с задачами подобного типа, когда сталкиваются с ними на всероссе. Но в некоторых летних школах, например, в «Сириусе», помимо обязательной программы школьники получают дополнительные задания. Отнестись к ним стоит серьезно: если не решишь, можно считать, что поездка прошла впустую, потому что знания надо пропускать через себя.
- Какова роль учителя в подготовке олимпиадников? Самостоятельная работа важна, но кто-то должен сказать, куда двигаться. Без этого сложно сориентироваться в огромном объеме методических материалов и задач. Обычно такие функции должен выполнять учитель, ментор, тренер. Если человек не ориентируется в области (а таких большинство), то работа учителя — построение некоторой траектории. Ребенку нужно прописать: что делать и в какие сроки. Как только у него появится опыт, он сам начнет чувствовать, если он в теме, и самостоятельно сможет загуглить все, что нужно.
Задумываться о том, что вы хотите участвовать в олимпиаде по физике, стоит уже в 7-8 классе, если прийти к этому между 8 и 9 классом, времени на подготовку к заключительном этапу не хватит. К тому же это не должны быть пассивные занятия. Нужно для себя решить: «Я хочу попробовать, и я готов к тому, что не все может получиться сразу».
-На что стоит обратить особое внимание при подготовке?
Сейчас есть пагубная тенденция: детям нужно реализовать очень много задач. А это негативно сказывается на их обучении. Школьники могут уловить общие идеи, но не могут самостоятельно их осуществить. Получается, что ребята зачастую не справляются с задачами подобного типа, когда сталкиваются с ними на всероссе. Но в некоторых летних школах, например, в «Сириусе», помимо обязательной программы школьники получают дополнительные задания. Отнестись к ним стоит серьезно: если не решишь, можно считать, что поездка прошла впустую, потому что знания надо пропускать через себя.
- Какова роль учителя в подготовке олимпиадников? Самостоятельная работа важна, но кто-то должен сказать, куда двигаться. Без этого сложно сориентироваться в огромном объеме методических материалов и задач. Обычно такие функции должен выполнять учитель, ментор, тренер. Если человек не ориентируется в области (а таких большинство), то работа учителя — построение некоторой траектории. Ребенку нужно прописать: что делать и в какие сроки. Как только у него появится опыт, он сам начнет чувствовать, если он в теме, и самостоятельно сможет загуглить все, что нужно.
- И главный вопрос – почему физика?
Сегодня в науке практически ничего не работает в чистом виде — за исключением очень узких ниш. Вместе с тем очень сильно развивается междисциплинарность на стыке: физики и химии, физики и биологии, биологии и информатики. Считается, что 21 век будет за биологией, а не физикой. Так что мы не стоим на месте и пытаемся внедрять биохимические и биофизические задачи.
Ребята получили очень много познавательной, интересной и полезной информации. Огромное спасибо за мероприятие!
Сегодня в науке практически ничего не работает в чистом виде — за исключением очень узких ниш. Вместе с тем очень сильно развивается междисциплинарность на стыке: физики и химии, физики и биологии, биологии и информатики. Считается, что 21 век будет за биологией, а не физикой. Так что мы не стоим на месте и пытаемся внедрять биохимические и биофизические задачи.
Ребята получили очень много познавательной, интересной и полезной информации. Огромное спасибо за мероприятие!
Составитель: учитель физики – Романова В. Б.