Крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны 1768-1774,
предопределившее поражение Османской империи (25-26 июня 1770). В
екатерининском парке Царского села, в центре Большого пруда, по проекту
Антонио Ринальди, была сооружена величественная величественная
чесменская колонна.
ИЗ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ - В ЭГЕЙСКОЕ
XVIII век стал веком постоянных столкновений между Российской и
Османской империей. Интересы Петербурга и Стамбула пересекались на
Балканах, в Закавказье, в Крыму и даже Польше. Для поддержки
национально-освободительного движения в Греции и дестабилизации ситуации
внутри Османской империи была организована Морейская экспедиция, общее
руководство которой осуществлял граф Алексей Орлов.
Впервые мысль послать эскадру с Балтики к берегам Эгейского моря,
поднять и поддержать восстание проживавших там православных народов
против турок высказал Григорий Орлов в начале ноября 1768 г., еще до
подписания манифеста об объявлении войны. Вполне вероятно, что Григорий
просто озвучил идеи своего брата и донес их до Екатерины. Алексей писал
Григорию о задачах подобной экспедиции и всей войны: «Если уж ехать, то
ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых
от ига тяжкого. И скажу так, как в грамоте государь Петр I сказал: а их
неверных магометан согнать в степи песчаные на прежние их жилища. А тут
опять заведется благочестие, и скажем слава Богу нашему и всемогущему».
МАНИФЕСТ ЕКАТЕРИНЫ II
19 января 1769 г. был обнародован «Манифест к славянским народам
Балканского полуострова»: «Порта Оттоманская по обыкновенной злобе ко
Православной Церкви нашей, видя старания, употребляемыя за веру и закон
наш, который мы тщилися в Польше привести в утвержденныя трактатами
древния его преимущества, кои по временам насильно у него похищены были,
дыша мщением, презрев все права народныя и самую истину, за то только
одно, по свойственному ей вероломству, разруша заключенный с нашею
империей) вечный мир, начала несправедливейшую, ибо безо всякой законной
причины, противу нас войну, и тем убедила и нас ныне употребить
дарованное нам от Бога оружие…
Мы по ревности ко православному нашему христианскому закону и по
сожалению к страждущим в Турецком порабощении единоверным нам народам,
обитающим в помянутых выше сего областях, увещеваем всех их вообще и
каждый особенно, полезными для них обстоятельствами настоящей войны
воспользоваться ко свержению ига и ко приведению себя по прежнему в
независимость, ополчась где и когда будет удобно, против общего всего
христианства врага, и стараясь возможный вред ему причинять».
ТРУДНЫЙ ПУТЬ
6 августа 1769 года эскадра Спиридова вышла в море. И началось. 20
августа открылась течь на самом мощном корабле «Святослав» - он с трудом
вернулся в Ревель. Примерно тогда же корабль «Св. Евстафий Плакида»
потерял фок-мачту. По прибытии в Копенгаген 10 сентября, на кораблях
имелось более 300 человек заболевших. 54 человека скончалось. Взамен
было нанято 800 датских моряков. Там же, в Копенгагене, Спиридов
собственным решением присоединил к эскадре 66-пушечный корабль
«Ростислав», шедший из Архангельска на Балтику. В Копенгагене стояли 10
дней. Шесть дней спустя во время ночного плавания в проливе Каттегат
налетел на риф пинк «Лапомник». Прочие корабли эскадры с трудом избежали
его участи благодаря пушечному сигналу - однако спасти пинк, сняв его с
рифа, не смогли. 6 октября эскадра встала на рейде английского порта
Гулль. Здесь пришлось оставить для ремонта корабль «Три Святителя», пинк
«Венера» и бомбардирский корабль «Гром». Количество больных тогда
превысило 700 человек. Подгоняемый из Петербурга, Спиридов двинулся
дальше - однако вывести 21 октября из Гулля он смог лишь два корабля -
«Евстафий» и «Северный Орел», - причем на последнем две недели спустя
открылась сильная течь, и он вернулся в Портсмут. Итого, 17 ноября 1769
года к Гибралтару изо всей русской эскадры подошел один «Евстафий».
В общем, к Рождеству в порту Магон на Балеарских островах удалось
собрать семь вымпелов: четыре корабля, фрегат и два пинка. Еще один
корабль, «Ростислав», в конце января потерял во время шторма две мачты и
смог присоединиться к эскадре уже в марте.
И уже в последний день февраля 1770 года то, что осталось от русской
эскадры, прибыло к берегам Греции - туда, где предполагалось начать
боевые действия. Забавно, что турецкий флот упустил шанс уничтожить
русские корабли поодиночке - им просто в голову не пришло, что русские
могут появиться с этой стороны.
Первые операции русского флота были десантными, причем основной
массой десантников были греческие повстанцы… Среди Пелопонесских
операций значится захват сильной крепости Наварин - в бухте которой
через 57 лет, в 1827 году соединенный англо-франко-русский флот сожжет в
очередной раз флот турецко-египетский. Тогда же, в 1770-м, при Наварине
отличился брат деда А.С. Пушкина - бригадир артиллерии И. А. Ганнибал,
старший сын «арапа Петра Великого».
Одновременно к эскадре Орлова-Спиридова прибыло подкрепление: в
начале мая к берегам Пелопоннеса подошла т.н. 2-я Архипелагская эскадра в
составе четырех кораблей и двух фрегатов под командованием отчаянного
контр-адмирала Д. Эльфинстона. Это подкрепление проделало путь, во всей
своей специфике аналогичный пути своих предшественников – дорогой был
потерян вышедший из Кронштадта корабль «Тверь», а также подобранный в
Портсмуте корабль «Северный Орел», отставший еще от эскадры Спиридова.
Там же, в Англии, был взамен приобретен фрегат местной постройки и
нанято некоторое количество моряков.
СИЛЫ СТОРОН
В состав русской эскадры входило 9 линейных кораблей различной
вооруженности, бомбардирский корабль, 3 фрегата и несколько малых судов,
игравший вспомогательные роли. Общее число экипажей составляло около
6500 человек. Фактическим руководителем операции стал адмирал Григорий
Спиридов.
Турецкий флот капудан-пашей Ибрагима Хусаеддина, Хасан-паши и
Кафер-бея был куда более внушительным: 16 линейных кораблей, 6 фрегатов,
19 галер и шебек и 32 вспомогательных судна с 15 000 человек на борту.
Однако турецкие матросы существенно уступали русским морякам в выучке.
БЫЛЪ
Первоначально бой начался в Хиосском заливе, но турки после первых
столкновений приняли решение отступить в Чесменскую бухту, где против
русских кораблей могла быть использована береговая артиллерия.
Русские флотоводцы намеревались вступить в ближний бой с возможными
абордажными схватками. Было понятно, что долгой пушечной дуэли на
больших дистанциях им не выдержать – настолько велико было преимущество
неприятеля.
Турки напротив, были расположены встретить балтийскую эскадру
правильным орудийным боем и, в случае неудачи, отойти в Чесменскую бухту
под прикрытие многочисленной береговой артиллерии.
Первые аккорды были сыграны в Хиосском проливе 5 июля 1770 г. Русские
корабли атаковали южную оконечность вражеского строя. Начало
столкновения было неудачным для русских моряков из-за того, что головные
корабли не смогли синхронно выполнить маневр сближения, разрушив боевой
порядок. Однако адмирал Спиридов смело бросил свой флагман «Св.
Ефстафий» против «Реал Мустафы» - турецкого флагмана. Пока «Ефстафий»
прорывался на «пистолетную дистанцию» на нем начался пожар от
многочисленных попаданий. Но остановить движение корабля было
невозможно. Два корабля сцепились бортами, и начался абордаж. Огонь
перекинулся на «Реал Мустафу» и через некоторое время оба корабля
взорвались. Деморализованные турки отошли в Чесменскую бухту. Подобную
тактику применит адмирал Г. Нельсон в 1805 году входе Трафальгарской
битвы, хотя её изобретателем нужно считать адмирала Спиридова.
5 июля балтийская эскадра обстреливала бухту. При этом, были
подготовлены 4 брандера (специальные суда, которые использовались для
диверсий) из малых судов. Вечером 6 июля бомбардирский корабль гром
встал на рейде бухты и завязал перестрелку с турками. Его поддержали
линейные корабли «Европа» и «Ростислав». Стрельба должна была иметь
психологический характер и отвлечь турок внимание турок от брандеров.
Первые три брандера не смогли выполнить поставленной задачи – один из
них сел на мель и затонул из-за этого, со второго брандера дезертировала
команда, третий брандер под командованием кн. Гагарина был подожжён
слишком рано и не смог нанести урона турецкому флоту. Однако брандер под
командованием лейтенанта Ильина успешно достиг расположения турецкого
флота и поджёг линейный корабль. Взрыв порохового погреба на корабле
произвёл гигантские разрушения: горящие обломки летели в другие корабли,
разнося огонь. В завершении боя русские были вынуждены прекратить
стрельбу и заниматься спасением выживших турок. К 8 утра 7 июля все было
кончено.
Османская империя разом лишилась большей части флота. Погибло 15
линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 линейный корабль и 5 галер были
захвачены. Эта блестящая победа стала настоящей школой русского морского
боя, мощь которого еще предстояло узнать. В память об этой битве для
русских моряков была отчеканена памятная медаль, на которой изображалась
одна из сцен гибели турецкого флота. Кроме места и даты битвы на медали
было всего одно слово – «Былъ», имелось в виду «был турецкий флот, а
нет теперь».
ТУРЕЦКИЙ ИСТОРИОГРАФ
После сего Флот Оттоманский вошел в порт Чесменский, куда при были
также корабли неприятельские и снова сражение началось. От ударов пушек
поверхность моря запылала. Корабли неприятельские, в продолжении всего
морского сражения, находились под парусами, дабы оградить себя от
опасности и погибели в семь порте. Вступление Капитана-Паши в порт
Чесменский, судя по очевидности дела, предпринято было по власти судьбы.
Между тем, как Капитан-Паша употреблял все усилия, чтобы отразить
неприятелей, сии последние отправили несколько брандеров, наполненных
нефтью и другими горючими веществами, против нашего Флота. Некоторые из
наших кораблей им удалось зажечь; а другие, поспешая к ним на помощь и
соединяясь с ними, также объяты были пламенем и сгорели. Это случилось
вовремя ночи 14-го числа, месяца Реби-ели-еввель в 1184 году от Геджиры.
Войска, находившиеся на других кораблях, рассеялись без сражения по
берегам Смирны и другим местам. Капитань-Паша и Джезайрлю-Хасан Бей были
ранены. Али, правитель корабля и другие офицеры, желая спасти себя
вплавь, погибли в волнах моря.
ДОКЛАД СПИРИДОВА
Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию ее Президенту графу Чернышову:
«Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский
флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и
в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами
стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни
господствующи».
ПИСЬМО ОРЛОВА
Чувства, вызванные Чесменской победой, А.Г. Орлов ярко выразил в письме брату:
«Государь, братец, здравствуй! Скажу тебе немного о нашем плавании:
Морею принуждены были оставить, зажегши везде огонь; со флотом за
неприятелем пошли, до него дошли, к нему подошли, схватились, сразились,
разбили, победили, поломали, потопили и в пепел обратили».